Режим работы:

  • Пн - Вт 08:30 - 19:00
  • Ср - Пт 08:30 - 20:00
  • Сб 09:30 - 19:00
  • Вс 10:30–19:00 (обед 14:30–16:00)
Тазовский районный краеведческий музей > Выставки > Виртуальная выставка «Шаманские атрибуты»

Виртуальная выставка «Шаманские атрибуты»



В 2002 году в фонд Тазовского районного краеведческого музея были принесены в дар предметы Гавриила Егоровича Мандакова, который, по рассказам информаторов, являлся шаманом. Среди них есть вещи, которые являются ритуальными предметами шамана.

Личность Мандакова Гавриила Егоровича для исследовательского изучения интересна, прежде всего, как образ носителя и хранителя духовной культуры народов Севера. Можно утверждать, что культовые предметы и дар шамана были переданы ему по наследству. Среди этих культовых предметов есть: головной убор в виде железного венца из перекрещивающихся полос, в центре расположены символические «рога оленя», старинные стрелы, священные фигурки культовых животных: двуглавая гагара, рыба-змея, горностай, лиса, волк, двуглавый лебедь, а также упряжь с тремя оленями, лодка с якорем и пр. Что же значат эти предметы на языке «шамана»?

Головной убор шамана, «Корона» — это обруч, чаще всего с двумя выгнутыми дугой и укрепленными крест-накрест полосами. Над теменем, в месте скрещения железных полос, торчат выкованные из железа оленьи рога. Обруч с двумя перекрещивающимися дугами символизирует четыре стороны света, четыре ветра, четыре времени года. Сам обруч содержит идею замкнутого мира людей. На вершине перекрестия пластина с концами, загнутыми в виде оленьих рогов, которые символизируют вершину мирового древа. У сибирских шаманов считалось, что «Железную корону», может завести себе только «сильный» шаман.

Священные предметы: скульптура из меди и железа воплощают «духов, которые служат шаману посыльными или выступают в качестве охранителей стада оленей». «Духи-помощники оленей и песцов содействовали удачной охоте. Духи-птицы исполняли обязанности посыльных к духам Верхнего мира».«Духи-помощники» — предметы для проведения культовых обрядов шамана: «упряжка с тремя оленями» — с помощью этих оленей душа шамана «совершала путешествия в иные миры, ездила в упряжи через семь слоев неба к Нуму, могла с помощью этой оленьей упряжи оказаться в подземном мире, во владении Нга, но затем душа его возвращалась в тело» и шаман рассказывал о том, что ему поведали духи.



«Дух-помощник» — «двуглавая гагара» (Еся нюня). Дух-гагара летает по поручению шамана по всему свету и собирает сведения о судьбе тех или иных людей. С помощью этого духа-птицы шаман предвещал, кому предстоит заболеть, выздороветь или умереть.

«Дух-помощник» — летучая змея-рыба Мунга в описании Г.И.Пелих, соотносится с образами красных змей, съедающих тело и кровь, и черных змей, пожирающих кости всех живых существ. По рассказам информаторов, она служила для того, чтобы копая ею землю, вызывать (или отпугивать) духов нижнего мира. Она служила проводником в «Нижний мир», сам «Нижний мир» страшится таких земноводных чудовищ. Проводя ею по низу больной женщины, шаман вытаскивал из утробы духа-болезнь.

Священный предмет культа шамана – «лодка, на которой душа шамана путешествует по «Среднему миру».

Жертвенная чаша – культовый предмет, используемый шаманом при совершении обрядов преклонения перед «духами-помощниками». Чаша используется для оленьей крови, которой шаман «угощал» своих «помощников».

Нгытарма – Та́дебцо — ненецк. — «то, что используется шаманом». Считалось, что тадебцо, как правило, переходят к шаману от его предшественника.

В дар музею были переданы не только культовые шаманские предметы, но и личные вещи Мандакова, свидетельствующие о его жизни: деньги советского периода, сувениры, посуда, аркан для ловли оленей, детали оленьей упряжи.