Режим работы:
Ненецкие эпические песни – это песни героического и бытового содержания, рассказывающие о прошлой жизни народа, о её межродовой и племенной борьбе.
Сам народ выделяет эпические песни из целого ряда других произведений устного творчества. В языке есть и свои термины, связанные с эпическими песнями. В эпических песнях можно выделить два основных вида: сюбдабц и ярабц. Само название песен сюдбабц идёт от слова сюдбя «великан», сюдбя – песни о великанах, о героях.
Наиболее популярными песнями – сюдбабц являются песни, в которых разрабатывается с различными нюансами тема добывания жены.
Другой распространенной темой сюдбабц является тема кровной мести.
В первом случае герой отправляется за женой в далекую землю, в других вариантах родные героя (отец или старший брат) решают женить юношу и снаряжают аргиш. Отправляющиеся иногда предупреждают, что если будут слышны выстрелы, то надо спешить на помощь, то есть само добывание жены иногда приобретает трагическую окраску.
Но обычно герой и его родные из этого путешествия за женой выходят победителями. Преодолевая все препятствия, сражаясь с противниками, которых герой встречает на пути, героя добывает жену и возвращается в свою землю.
Во втором случае начинается с описания детства мальчика, которого растит с детства либо мать, либо бабка, тетка. Мальчик, подрастая, узнает, что его отца убили представители другого рода, увезли все имущество, угнали стадо оленей. Тогда он отправляется на поиски обидчика и расправляется с ним.
Герои песен – сюдбабц – это ненцы-оленеводы, представители разных родов, живущие в своих стойбищах, имеющие обычно крупные стада оленей.
В песне не дается сколько-нибудь развёрнутой характеристики героев, нет обычно и внешнего портрета их. Их различают по именам, они обычно даются по внешнему облику или по обладанию оленями, оружием или одеждой.
Герои сюдбабц в основном мужчины или подростки-юноши. Все они: и положительные герои, и противники – наделены способностью, подниматься с облаков в стойбище противника, сражаться и снова подниматься в небо.
Основное, что движет поступками героев, что воодушевляет их на борьбу, — это стремление сохранить и продолжить свой род, соблюдать законы и нормы родового общества.
Другим видом эпических песен являются песни ярабц, дословно, то, что оплакивается, плачи, от глагола ярць – «плакать». Ярабц – это эпические песни, в своеобразной форме повествующие о жизни народа, о его страданиях на определённом этапе его истории.
По своему содержанию песни ярабц значительно разнообразнее сюдбабц. Все их в свою очередь можно разделить на две группы: ярабц героические и ярабц бытовые.
В героических песнях, как и в песнях сюдбабц, наиболее популярными темами разрабатывается тема добывания жены и тема кровной мести. В них остаётся та же идейная направленность – защита и воспевание устоев и норм родового общества. Меняется только в этих песнях характер повествования и образы героев. Всё повествование в ярабц ведётся от первого лица, героем песни выступает сам поющий или поющая. Но эти герои, в отличие от героев сюдбабц, не наделяются особыми свойствами, они не «сверхчеловеки», они не летают, они не поднимаются на облака, они обычные люди, не выделяющиеся и особой физической силой. Но наделяются высокими моральными качествами, большими человеческими чувствами. Такими героями в ярабцах выступают не только мужчины, но и женщины.
Наиболее полно своеобразие эпических песен ярабц раскрывается в песнях бытового содержания. В этих песнях рассказывается о скитаниях, страданиях героев, случайно или по воле злых людей попавших в беду и оказавшихся одинокими.
При всём многообразии содержания эпических песен ярабц, все они повествуют о страданиях, бедствиях своих героев.
Ниже Вы можете прослушать отрывок ненецкого фольклора, его исполняет Лапсуй Паное Тасевич, проживающий в п. Антипаюта.